goddamn copywriting блог

Авторский язык — почему одни хорошо пишут, а другие нет?

Читаешь чей-то текст и думаешь: божечки, как же он охрененно пишет! Можно ли на ибее обменять душу за этот скилл?

Наверняка замечали, что стиль повествования разговорной речи отличается от письменной? В посте я попытаюсь объяснить, откуда берется авторский язык.

Внутренний диалог, разговорная речь и писательский стиль

У каждого из нас есть внутренний диалог. Это вихрь мыслей, который летит со скоростью света: сейчас я думаю налить чай, ХЛОП — вот бы оказаться в «Студии 54». Мысли мы выражаем письменно и устно (понимаю, кэпство, но дальше понятно, к чему я клоню).

Разговорная речь — треш из головы с лёгким фильтром. В монологе более-менее получается думать и говорить одновременно. Но вот диалог… Было бы круто во время спора взять тайм-аут, придумать ответ и БААМ! РАУНД БИЧ! Но нет. Сколько морд было бы не набито, нажми они бэкспейс-делит своих слов в реальной жизни.

Письменная речь — сто-пятьсот раз отфильтрованные мысли, которые прочитали мама-папа-бабушка, и на ошибки проверила бывшая одноклассница. То есть это лучшее оформление твоей мысли эвер.

Формула писательского стиля: мысль + фильтры (правки, вычитка, редактура).

Одного автора от другого отличает определенный набор используемых слов и любимых оборотов речи.

Мне нравится стиль Тараса Ковальчука. Вот пример, где он использует метафору, чтобы выразить своё ощущение от бара на Рубинштейна: «Subzero — это такое светско-похмельное азиатское бистро, которое могли бы построить где-нибудь в Митте не совсем трезвые (но крайне разборчивые в гастрономии) фанаты фильма «Годзилла против Мотры» 1964 года выпуска». Кайф, да?

Как у меня появляются тексты

Сначала я пишу лавину мыслей без редактуры и ничего не стираю. Потом перечитываю и выделяю главную мысль — она становится заголовком. Дальше делю на абзацы: введение, основное, заключение. Да-да, как учили в школе. И потом вычитываю на ошибки. Вуаля, пост паблишд.

В 2010 году я писала отстойно, сейчас нет. На меня повлияли три момента.

1. Первая работа, на которой я год писала про массажёры. В начале я не умела писать продающие тексты и читала статьи и книги на эту тему. Собрала схему: расписать проблему, которую решает товар, перечислить возможные решения (они должны быть замороченные), подробнее расписать товар и то, как легко он с этой проблемой справится. В конце — призыв к действию. Звони, мол, не медли, вот тебе ссылка на сайт и номер телефона. И вишенка — вот тебе скидон 50%, завтра такой халявы не будет.

Сейчас я считаю такие тексты зашкваром.

2. Завела блог «Сходи, зачекинься». Меня не брали работать ни в одно издание, поэтому я начала писать в пустой паблик. В стиле «Привет, дорогой друг, сейчас я расскажу тебе про новый кафетерий» с кучей повторов. Но моя наивность и прямота понравились людям, блог за год набрал популярность, и началась моя журналистская деятельность. Мои Три Редактора. Сначала я полтора года писала для KudaGo, где меня учили сокращать тексты и писать простыми предложениями. Так ушёл мой товарный состав деепричастных оборотов. Потом мне предложили вести колонку на Ресторейтинге, где сначала безжалостно правил мои обзоры Тарас Ковальчук, а затем, более нежно, Саша Попова. Здесь меня научили убирать повторы, шаблоны и вставлять интересные метафоры. Так появилась художественность.

3. Начала работать пиарщиком и научилась описывать одним предложением то, что раньше бы растянула на абзац. И — инфостиль.

Как выработать свой авторский стиль и научиться писать

1. Изучайте грамматику и пунктуацию. Запятые, тире, точки — все они помогают точнее выразить мысль. Это основные инструменты, которыми надо владеть в текстовом кунг-фу.

2. Расширяйте словарный запас. Безусловно да, чтобы не писать тремя словами. Кстати, это та самая отличительная авторская черта. Каждый писатель использует базовый набор слов, любимые устойчивые выражения и обороты. Я, например, часто придумываю свои слова. А из знаков препинания чаще всего использую «:» и «—». Иногда я натыкаюсь на тексты со сложными конструкциями и заумными терминами. Вроде человек использует нетривиальные слова, но читать это невозможно.

3. Вставляйте собственные метафоры, эпитеты, гиперболы. Прелесть метафор в том, что у каждого свои ассоциации, и скопировать чей-то стиль невозможно. Благодаря этому тексты имеют авторский почерк.

4. Включайте чувство юмора. Никто не может подделать шутки из вашей головы, так что юмор станет узнаваемой фишкой.

5. Оформляйте текст. Иллюстрации, видео, абзацы или полотно текста, наличие или отсутствие знаков препинания, заглавные или прописные буквы, — всё это тоже способы выделиться. Толстой растягивал одно предложение на страницу, вставляя в него вагоны деепричастных оборотов и описаний. Но делать этого, конечно же, не нужно.

Почему одни хорошо пишут, а другие нет?

Те, кто хорошо пишет, до дыр редактируют свой текст и используют инструменты, которые я перечислила выше. Вторые этим не пользуются.

UPD: Мои лайфхаки. В течение дня я записываю мысли в блокнот. Если они сохранят актуальность через неделю, об этом стоит написать. Если текст не пишется, откладываю его на утро. Когда я пишу, отключаю телефон и полностью погружаюсь в тему.